skype: ru-gps.ru e-mail: zakaz@ru-gps.ru
8 (495) 374-93-67    
8 (800) 500-34-71   Бесплатно для РФ!

Ваша корзина пуста


Интернет-магазин работает ежедневно с 9-00 до 21-00!

Запретят ли использование GPS аппаратуры в России? Проект федера

25.01.2009
Запретят ли  использование GPS аппаратуры в России?
Проект федерального закона № 141725-5 "О навигационной деятельности".




          26 декабря Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект закона № 141725-5 "О навигационной деятельности". Это - своевременный ход. За последние несколько лет спутниковые навигационные системы стали неотъемлемой частью транспортной системы РФ, включая автомобильный, железнодорожный, морской и авиатранспорт как в государственном и муниципальном, так и в частном секторе. Самое широкое распространение спутниковая навигация получила именно на частном транспорте. Однако активно стали включаться в этот процесс и муниципальные образования. Подобные системы устанавливают на машины скорой помощи, автотранспорт, перевозящий опасные грузы, грузовой и специальный транспорт. На сегодняшний день во всём мире подавляющее большинство транспортных средств оснащается навигационной аппаратурой, получающей сигналы от космической группировки NAVSTAR (GPS), принадлежащей и полностью контролируемой Министерством обороны США. Другими словами, в любую минуту передача сигналов со спутников NAVSTAR может быть отключена и наступит «навигационный вакуум». Все конечные пользователи (частные, государственные и муниципальные) перестанут получать информацию о собственном местонахождении в пространстве. Сегодня для российского  транспортного комплекса возникает угроза значительного сокращения авиационного сообщения (на всех самолетах иностранного производства установлено оборудование GPS), сокращения, приблизительно, на 2/3 морских перевозок. А вот для автотранспорта, доля оснащения которого составляет не более 10%, это пока ничем не грозит. Частный пользователь просто вспомнит, как пользоваться бумажной картой. Для создания современных систем управления транспортом (это уже неизбежно) должна быть полная гарантия того, что тысячи самолётов и кораблей, находящихся на маршруте вдруг разом «не ослепнут». Необходима альтернативная система спутникового позиционирования. Именно поэтому сейчас такие системы создаются в России (ГЛОНАСС),  Европе (GALILEO) и Китае (Kompass). В последнее время ГЛОНАСС уверенно наращивает орбитальную группировку спутников до необходимых 24-х (сейчас на орбите 20 спутников, а используются по назначению 16, 3 - находятся на этапе ввода, один  - временно выведен из системы http://www.glonass-ianc.rsa.ru/pls/htmldb/f?p=201:20:9872117552397486350::NO). 
Если всё получится так, как запланировано, то уже в 2010 году  в России будет полноценная глобальная навигационная система ГЛОНАСС.

          Говорить о значении собственной системы спутникового позиционирования для военных и специальных целей (спасение людей, обеспечение безопасности общества) в жизнедеятельности страны излишне. Так как в современной войне с использованием высокоточного оружия и  сил быстрого развёртывания точные координаты имеют очень важную роль, то приоритет остается у той страны, где есть такая система, остальные - остаются изолироваными и, как следствие, оперативные задачи решаются с большими задержками. Если есть интересы государства или речь идёт о безопасности граждан, то необходим и закон, регулирующий отношения государства и общества в этой области: что можно делать, а чего делать нельзя. Но такой закон должен быть тщательно рассмотрен не только юристами, но и специалистами в области спутниковых технологий и экономистами, так как, чтобы запретить использование чего-либо, например навигационных GPS систем на государственном или муниципальном транспорте, нужно создать достойную альтернативу этим системам.

          Буквально на днях  Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что в течение двух лет все государственные и коммерческие автомобили, а также поезда, суда морского и речного флота будут оснащены приборами системы ГЛОНАСС. «Вся новая транспортная техника, которая будет выпускаться в России, должна иметь приемники глобальной навигационной спутниковой системы. Это позволит значительно улучшить управление работой всех видов транспорта и, в конечном счете, будет содействовать улучшению экологической ситуации в крупных промышленных центрах», — сообщил министр.
Вопрос об оснащении приборами ГЛОНАСС частного автотранспорта пока не ставится, как подчеркивают в правительстве.

           Насколько долго продлится это «пока»? И где гарантия того, что, покупая в скором времени автомобиль «Lada» отечественного производства, мы не получим к нему в придачу встроенную навигационную систему «GLOSPACE SGK-70», которая в основном использует группировку NAVSTAR (GPS), но позиционируется  Авторами, как ГЛОНАСС навигатор?

          Почему-то, производитель такого устройства считает, что любая критика навигатора «GLOSPACE» есть всенепременно и неприятие «ГЛОНАСС» и слепая приверженность американской системе позиционирования. А также уже прямо говорилось: «Однако, хорошо проплаченная пресса (и в первую очередь целая шеренга российских борзописцев) бойко включилась в полемику о том, что нечего развивать, российский ГЛОНАСС, а средства надо пустить на американскую систему GPS» (Юрий Королев, главный конструктор гражданской аппаратуры потребителей системы «ГЛОНАСС»  http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=4962 ).

          Странная подмена понятий: критика «GLOSPACE SGK-70»  -  есть критика и неприятие ГЛОНАСС. И вот уже формируется общественное мнение: «Кому не нравиться «GLOSPACE» – тому не нужна отечественная ГЛОНАСС.  ГЛОНАСС нужна, и это понимает любой здравомыслящий россиянин. Не настроить бы под шумок «потёмкинских деревень», подкрепив их Законом.

          Уже было объявлено, что «GLOSPACE» будет произведён крупной серией. Цена его пока, скажем прямо, не совсем конкурентоспособна.  Защитит ли нас новый Закон от принудительного навязывания покупки навигатора, имеющего в названии слово «ГЛОНАСС»? Не введут ли завтра таможенные пошлины на навигаторы GPS,  чтобы поддержать отечественного производителя? 


          Мы намеренно сейчас не будем обсуждать главы и пункты этого закона, а предложим сделать это специалистам в своих областях. Напомним, что закон  уже прошёл первое чтение и вступит в силу после подписания Президентом РФ.

Полный текст закона:

Вносится Правительством Российской Федерации
Проект № 141725-5


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О навигационной деятельности

          Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления в Российской Федерации навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах, оказываемых в сфере навигационной деятельности.


          Статья 1.    Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением навигационной деятельности, оказанием услуг в указанной сфере деятельности и производством средств навигации, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в сфере навигационной деятельности.


          Статья 2.     Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

          Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

          1) навигационная деятельность - деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов;

          2) средства навигации (навигационные средства) - технические средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации;

          3) объекты навигационной деятельности - любые объекты, оснащенные и (или) использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации;

          4) услуги в сфере навигационной деятельности - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в средствах навигации и их эксплуатации, а также в информации, полученной при осуществлении навигационной деятельности.


          Статья 3.     Субъекты правовых отношений в сфере навигационной деятельности

          Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование объектов навигационной деятельности и средств навигации, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.


          Статья 4.     Особенности осуществления навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации

          1. В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы, в том числе образцы вооружения, военная и специальная техника, предназначенные для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

          2. Перечень транспортных, технических средств и систем, образцов вооружения, военной и специальной техники, подлежащих оснащению средствами навигации, определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с их полномочиями.

          3. Особенности осуществления навигационной деятельности в период нарастания военной угрозы в отношении Российской Федерации определяет Правительство Российской Федерации.


          Статья 5.     Права собственности на средства навигации и объекты навигационной деятельности

          1. Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности физических и (или) юридических лиц.

          2. Космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и создаваемые за счет средств федерального бюджета, являются собственностью Российской Федерации, изъяты из оборота и не подлежат любым видам отчуждения.

          3. Объекты навигационной деятельности и средства навигации могут располагаться вне территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


          Статья 6.     Финансовое обеспечение навигационной деятельности

          1. Финансовое обеспечение навигационной деятельности основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств муниципальных образований, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также средств иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          2. Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального образования, уполномоченных на решение задач в сфере навигационной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом и исходя из функций, возложенных на них в соответствии с установленными направлениями деятельности, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.


          Статья 7.     Полномочия в сфере навигационной деятельности

          1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере навигационной деятельности.

          2. Правительство Российской Федерации:
организует реализацию государственной политики в сфере навигационной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации;

          обеспечивает создание, эксплуатацию и развитие навигационных спутниковых систем на уровне, необходимом для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

           определяет порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов;

           определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в осуществлении навигационной деятельности и координирует их деятельность;
при необходимости создает федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд с определением его функций, задач и ответственности.

          3. Федеральные органы исполнительной власти исходя из полномочий в установленной сфере деятельности:

           реализуют государственную политику в сфере навигационной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации;

           осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию навигационной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

           обеспечивают единство навигационных измерений и точностных характеристик средств навигации.

          4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право пользоваться услугами в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке через уполномоченные ими органы.


          Статья 8.     Порядок участия физических и юридических лиц в навигационной деятельности

          1. Физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в указанной сфере на всей территории Российской Федерации без ограничений по точности определения координат объектов, за исключением отдельных территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

           2. Навигационные сигналы с открытым доступом (сигналы, предназначенные для решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом санкционированного доступа) предоставляются физическим и юридическим лицам на безвозмездной основе и без ограничений.


           Статья 9.     Информационное обеспечение навигационной деятельности

           В целях информационного обеспечения навигационной деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на своем официальном сайте в сети Интернет размещает данные (сведения) об услугах в указанной сфере, оказываемых в соответствии со стандартом государственной услуги, а также стандарты таких услуг.

           Статья 10.     Защита информации о средствах навигации

Защита информации об объектах навигационной деятельности от неправомерного доступа, повреждения, уничтожения, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации осуществляется собственником объекта навигационной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


           Статья 11.     Вступление в силу настоящего Федерального закона

           1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

           2. Часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

    Президент
    Российской Федерации

Источник: GPS-club.ru

Возврат к списку